Анна Бражкина (anna_brazhkina) wrote in rostov_80_90,
Анна Бражкина
anna_brazhkina
rostov_80_90

Category:

Серьезный вопрос! Документация и "введение в оборот" Тиминых архивов

Друзья!
.
Я нарочно выложила несколько материалов подряд о Тиме - человеке, сыгравшем огромную роль в формировании новой художественной атмосферы в Ростове 1980-90-х. И если с его "музыкальным наследием" дела обстоят более-менее нормально (записаны, изданы и переизданы два альбома "Пекина", их песни исполняют другие группы, инфо о группе имеется во всех российских рок-энциклопедиях, на одну из песен снят клип, существует док. фильм и т.д.), то его "художественное наследие" остается за пределами видимости как в российской арт-системе, так и в открытом общественном информационном пространстве. Его работы никому из специалистов не известны, ни на каких статусных выставках они ни разу не экспонировались, ни на каких аукционах не появлялись. Это значит, что Тимы, как художника, в этом мире просто не существует. Его работы, вырванные из общекультурного контекста и лежащие по домам друзей, ничего для культуры ни на каком уровне не значат и ничего на арт-рынке не стоят, а являются, по сути, просто чьими-то личными любовными фетишами типа засушенной розы или старого плюшевого мишки.
К сожалению, сами друзья-хранители, как правило, совершенно не понимают, что, закрывая доступ к работам любимого друга, они обессмысливают его жизнь и обесценивают арте-факты, находящиеся в их владении.



Совсем недавно, в рамках подготовки достаточно статусной ретроспективной выставки "Искусство или смерть", прошедшей в рамках Бьеналле в московском госмузее, у нас впервые появилась возможность ввести Тиму в "общероссийский художественный оборот". Но мы столкнулись с серьезной проблемой, которую не смогли разрешить: недоступностью Тиминых работ для экспонирования и отсутствием достаточной информации об их наличии в частных коллекциях. В результате Тимины работы на выставке вообще представлены не были, а в каталоге размещена всего одна его графическая работа. И когда Леша Евтушенко сообщил о том, что легко узнал, когда захотел, что 30 тиминых работ хранятся у некоей девушки в Новочеркасске, поезд уже ушел - выставка открылась и каталог вышел. Можно сколько угодно винить организаторов в том, что они не приложили достаточно усилий для того, чтобы разыскать эти работы, уговорить девушку их дать на выставку, послать к ней машину, чтобы привезти их в Москву, сделать слайды, найти критика для их описания и т.д. Но такая постановка вопроса годится только для того, чтобы нам самим не чувствовать своей ответственности за происходящее.
Наверно, я так и умру наивной. Но мое представление о том, что "искусство принадлежит народу", иначе оно лишается своей реальной значимости, все еще остается неколебимым. Если мы будем думать, что это дело не наше, а неких кураторов, музейщиков, галеристов и буржуев - ничего хорошего никогда не получится.
К чему я говорю обо всем этом?
К тому, что нам вместе надо сделать несколько вещей, которые без нас никто делать не будет:

1. Собрать все, связанное с Тимой, в одном месте, т.е. задокументировать имеющиеся разрозненные материалы и знания:
- восстановить его биографию
- собрать его тексты, фото, видео и аудиозаписи
- определить корпус основных хранителей тиминых работ, узнать их контакты, списаться с ними, оговорить с ними условия публикации материалов или возможностей экспонирования его работ
- сделать качественные фото его работ
- собрать имеющиеся воспоминания
- записать ряд новых интервью с друзьями, родственниками, партнерами и специалистами.

Информационная площадка, на которой эта работа ведется уже довольно давно, имеется - это сайт "Пекин Роу-Роу", который делает Павел Эмдин, сын Оли Эмдиной. Но большинство собранных там материалов взяты из интернета. Нацеленно поиском и документацией "домашних архивов" Павел не занимался, но, думаю, с готовностью подключится к такой работе, если она затеется.

2. Все собранное подготовить к печати и выпустить книгой с хорошо отпечатанными картинками и вложенными CD-дисками.
Принято говорить, что на выпуск книги "нету денег", и думать, что деньги обязательно должен дать какой-то богатенький человечек или состоятельное заинтересованное издательство. Но за прошедшие с Тиминой смерти 16 лет всем нам уже должно быть понятно, что никаким "богатым друзьям" Тимы типа Диброва или Серебренникова это не нужно. И что не существует такого коммерческого издательства, которое заинтересовал бы выпуск качественного альбома мало кому известного, совершенно не раскрученного человека.
Поэтому, мне кажется, единственный выход в подобных случаях - организовать коллективное финансирование проекта. Коротко говоря, я предлагаю сброситься на тимину книгу всем "заинтересованным лицам", т.е. нам с вами. По моим представлениям, достаточно 500 человек, которые заплятят заранее по 1000 рублей, для того, чтобы такая книга-каталог с CD вышли тиражом 1000 экз. По экземпляру книги "вкладчики", естественно, получат бесплатно. Остальные 500 экз. нужно было бы использовать для раздачи критикам-журналистам-кураторам во время будущей тиминой выставки и продажи на ней же. Неужели у Тимы не найдется 500 друзей, готовых к 1000-рублевому взносу?
А хорошую редакторско-дизайнерскую команду по подготовке издания, совершенно уверена, сами из себя мы составить можем легко и бесплатно. В конце концов, он был нашим другом, нам было хорошо рядом с ним, и теперь мы можем хотя бы немного постараться не ради денег.
По мере подготовки книги мы бы вывешивали новые материалы в коммьюнити для общего обсуждения и дополнений. Это была бы наша общая книга во всех смыслах.

3. Провести в Москве Тимину ретроспективную выставку. Думаю, в поисках такой площадки и организации выставки могли бы помочь ростовский музей изо по своим столичным каналам и друзья Тимы, перебравшиеся в Москву.

4. Предпринять усилия по размещению Тиминых работ в важных коллекциях современного искусства, начиная с отдела новейших течений Третьяковки. Мы должны понять, что только наличие его работ в статусных музеях или частных коллекциях известных специалистов по искусству, позволит начать говорить о его месте в российском художественом пространстве.

Я не обсуждаю тут художественных достоинств Тиминых работ. Очевидно, что в своей графике и живописи Тима не был слишком прогрессивным художником. Он всегда рисовал по сути одно и то же. В отрыве от его личности и его деятельности в других сферах, эти работы легко определить как "салон". При этом ведь мы с вами знаем, как колоссально расширил он наши представления о свободе в искусстве и в жизни. Поэтому так важно представить его как человека и определить его достижения в разных профессиональных сферах.

Что вы обо всем этом думаете?
Tags: Искусство или смерть, Пекин Роу-Роу, Тимофеев Сергей, призывы, современное искусство
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 50 comments