?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Марина Каминская
ПРИХОДИТ ВРЕМЯ СТАВИТЬ В МИФАХ ТОЧКУ




Финал рок-оперы "Собаки" (автор либретто Геннадий Жуков), постановка ростовского Молодежного академического театра, 2004 г.

Нет, выражение «не сходила» для этой рок—драмы слишком слабо. «Пока их кошки что—то там мяукают, российские „Собаки“ ворвались в Европу», — писала французская пресса, намекая на популярный бродвейский мюзикл «Cats». Они ворвались в Японию и Мексику, они ворвались на Таганку, что для нас, быть может, значимее успеха в Европах. Чтобы рвущиеся на «Собак» зрители не разнесли театр, в иных городах вызывали конную милицию. «Памятник мне готов… «Собаки», — говорит режиссёр легендарного спектакля Владимир Чигишев.



В НУЖНОМ МЕСТЕ, В НУЖНЫЙ ЧАС

—Владимир Борисович, там, где такая удача, — жди истории про счастливый случай. Успех «Собак» — не исключение?

—Счастливых случаев было несколько. Счастливый случай в облике Гарика Мужжухина, тогдашнего нашего артиста, привёл в театр молодого ростовского композитора Диму Негримовского. Дима писал красивые современные мелодии, в которых угадывалась судьба шлягеров.
16 лет назад в Ростове не было молодых любителей поэзии, которые не увлекались бы творчеством «заозёрной школы», — молодых поэтов, обосновавшихся в Танаисе. В то время их называли неформалами. Я попросил, чтобы меня познакомили с кем—нибудь из этих «заозёрных» неформалов. Так в наш театр пришёл Гена Жуков. Пришёл, как полагается барду, с гитарой, попел свои песни. Я посмотрел на него и подумал… «Вот это — именно тот, кто нужен. Какой замечательный человек! И стихи хорошие, и живёт в этом своём Танаисе бездомной собакой, как раз в жанре нашего спектакля». Жуков писал не только тексты песен, но и музыку к ним. Это была хорошая музыка, но не для мюзикла. Я ему это объяснил, и он не обиделся. Зато его поклонницы потом с гневом спрашивали меня… «Почему вы всюду говорите, что это — музыка Негримовского, если её написал Жуков?».



Партия Крошки

—Много подводных течений пришлось преодолеть, чтобы выпустить спектакль о неформалах, с неформальной музыкой и стихами неофициального поэта?

—Ни с кем мы не боролись за выход спектакля, не было никаких купюр, и это, наверно, тоже счастливый случай. Или — счастливое время? Началась перестройка, люди, отвечающие за незыблемость идеологических устоев, растерялись и не понимали уже, что сегодня хорошо, а что плохо. Все боялись, что их запишут в число тормозящх ускорение (помните лозунг, брошенный Горбачёвым?). Так что со сдачей спектакля не было никаких проблем. Но удивительно не это. Самой поразительной была реакция ростовской публики. В первом сезоне на «Собак» едва набиралось ползала. И только ко второму город взбудоражился и повалил на спектакль.

МЕТАЛЛИСТЫ — НЕ СОБАКИ, НО СОБАКИ—…

Хотя Ростов раскочегарился не сразу, споры о рок—драме «Собаки» начались уже сразу после премьеры. Была такая дискуссия и на страницах нашей газеты, а один из участников этой дискуссии с горечью восклицал, что негоже низводить людей до уровня собак. Однако неформалов, и перво—наперво металлистов, поклонников рок—музыки разной степени тяжести, такое иносказание ничуть не смутило. Собаки, живущие в овраге, который люди собираются засыпать, чтобы построить себе многоэтажку, показались им родственными душами. И более того…

Анатолий Матешов, исполнитель роли Привязанного…
—Балетмейстером спектакля была Алла Тиме, а её сын ходил в те годы в металлистах. Он учился в Москве, и с его лёгкой руки среди московских металлистов прошёл слух, будто «Собаки» — спектакль в защиту металлистов. У нас были гастроли в Театре на Таганке, спрос на билеты — ажиотажный, но металлисты оказались самыми нерасторопными и многим из них билетов не досталось. Тогда они выдвинули ультиматум… если их на спектакль не пустят, они окружат театр, и никто туда не войдёт. В Омске у нас должно было пройти четыре спектакля, но по многочисленным просьбам зрителей мы при супераншлагах показали 15 спектаклей. Народ ломился в театр так, что даже страшно становилось… а ну как двери вышибут? Чигишев объявлял публике, что на «Собаках» можно прыгать и кричать. Молодёжи, неформалам особенно, это очень понравилось, но стражи порядка его всё равно не поняли. Однажды, уже в самом финале, когда собак накрыли гигантским мешком, чтобы отвезти на живодёрню, кто—то в зале громко разразился протестом. Милиционеры стали выводить этих зрителей из зала, а Рузанов, который играл роль Гордого, в этот момент на сцене кричал мучителям собак… «Отпустите их, гады!». Но тут — такая ситуация. И Рузанов повторяет, глядя в зал… «Отпустите их, гады!». Успех был непередаваемый. Он до сих пор непередаваем…

ФАНАТЫ КАК СПУТНИКИ СЛАВЫ

Говорят, есть фан—клуб любителей «Собак». Повстречаться с его членами мне не удалось, но на прошлой неделе я слышала, как две девушки после спектакля обсуждали, чем Гордый в исполнении Рузанова отличается от Гордого в исполнении Шанаурина. При этом некоторые эпизоды они и сами, что называется, изображали в лицах. Спектакль о спектакле. Кстати, если бы Вадим Шанаурин не стал актёром театра юного зрителя, он и сам мог бы претендовать на почётное место в этом фан—клубе. Вот что он рассказывает…

—Когда я был студентом Ростовского училища искусств, я не пропускал ни одного спектакля «Собаки». Смотрел его раз сто, влюбился в Рузанова в роли Гордого. Однажды набрался такого нахальства, что пришёл к Чигишеву и сказал… —Я готов сыграть роль Гордого. Тогда Чигишев ничего на это не ответил. Ответ годы спустя дала сама жизнь… Владимир Рузанов перешёл в другую театральную труппу, а Гордым и в самом деле стал Вадим Шанаурин, который к тому времени уже играл в спектакле, но не собаку, а Человека. В гримёрке, над столиком Шанаурина, афиша «Собак» с надписью Чигишева… «Дорогой Вадик! Ты шёл к роли Гордого целых 13 лет и вот — дошёл!». Добавлю, что это — очень красивая и трагическая роль. Гордый — сильный и смелый. Он выше предрассудков и может даже позволить себе дружбу с котом, он, конечно, завоюет любовь сексапильной Крошки, он, кажется, вот—вот сбросит с «трона» озлобленного и изверившегося вожака Чёрного. Был бы голливудский герой, если бы не та, совсем не голливудская жертвенность, толкнувшая его в сачок, чтобы разделить участь товарищей. Такую роль можно ждать и всю жизнь. А теперь — дуэтом (фрагмент акции «Прощайте, „Собаки“!»).

«СЕМЬ ПИНКОВ ЗА СПЕКТАКЛЬ».

Сегодня — две тыщи девятьсот сорок седьмой, не считая репетиций». Пинки Привязанному (Матешову) достаются от Гордого, и этой несложной, но болезненной арифметикой Анатолий Матешов занимается каждый спектакль. Хотя Привязанный и воплощение самодовольства, и хвастун, а всё же мне всегда было его жаль. Но так уж вышло, что только после две тысячи девятьсот сорок седьмого пинка я спросила у Привязанного — Матешова, как этот эпизод играется — взаправду или понарошку? И часто ли сочувствуют Привязанному зрители?

—Когда мы выступали во Франции, рабочие сцены спрашивали с сочувствием… «Вам не очень больно?». Бывает хлопок сильный, но не больно. А бывает, больно, но никакого хлопка, так что в зале думают, будто это понарошку. Вот он — легедарный Привязанный Анатолий Матешов.

ЗА «КОЗЛОВ» — ОВАЦИЯ

За рубежом «Собак» всегда принимали горячо. И всегда был момент, когда публика устраивала овацию. Валерия Искворина (Бывшая Такса)…
—В финале спектакля все мы попадаем в мешок, и нехитрое устройство поднимает его края до самого потолка. Когда мы играли «Собак» во Франции, это крепление оборвалось, причём в самую последнюю секунду. Такой драматический аккорд. Это было гениально. Кто придумал? Судьба.

Владимир Воробьёв (Головастый)…
—За рубежом спектакль всегда играли без перевода, на русском языке. Но по ходу ребята вставляли в свой текст словечко—другое на иностранном языке. Мой герой был когда—то школьным сторожем. Однажды он находит книгу без обложки (она оказывается пьесой Горького «На дне»), и, демонстрируя свою учёность, читает монолог Сатина… «Человек — это звучит гордо». Поскольку передо мной всегда была книга, мы решили, что этот монолог я буду читать на языке той страны, где мы гастролируем. Японские зрители сдержанные, но когда Головастый читал по—японски «Человек — это звучит гордо», раздавались оглушительные аплодисменты.

Анатолий Матешов (Привязанный)…
—Мой герой обзывает Гордого и Головастого козлами. В Мексике я спросил у переводчицы, есть ли в испанском языке эквивалент этому нашему «Козлы!». Ну как же не быть… Публика ревела от восторга.

Николай Ханжаров (Чёрный)…
—Самый горячий приём был в Мексике. Нас почти полчаса не отпускали со сцены, а потом самые ярые поклонники бросились на сцену, чтобы снять с нас майки на память. Когда им это удалось, они поняли, что без маек нам всё—таки как—то неловко, и они стали срывать с себя одежду и дарить её нам… такой, мол, братский обмен. Майки у них были фирменные. А у нас в те годы не то что фирменных маек, обыкновенного стирального порошка в продаже не было. Я эту фирменную мексиканскую майку потом шесть лет носил.



Доклад

«А ВСЁ—ТАКИ ЖАЛЬ

расставаться с „Собаками“?» — спросила я у участников этой победоносной рок—драмы. Ольга Калашникова (Крошка)…
—Жаль. Искренний спектакль. Недаром у него очень много поклонников.

Владимир Воробьёв…
—В общем—то жаль, но… Когда я был студентом и видел, как на спектаклях в тюзе взрослые дяденьки играли пионеров, я говорил себе… «Я так не буду». Но сейчас — похожая ситуация.

Вадим Шанаурин…
—Я бы оставил этот спектакль хотя бы как память о том времени, когда в наших героях себя узнавали неформалы. Но он — на вечную тему. О тех, кто считает себя маленьким человеком, и о том, что считать себя маленьким человеком нельзя.

Владимир Чигишев…
—Миф рождается, если это угодно Богу. А чтобы он не умер бесславно, надо вовремя поставить точку.

А КАК ЖЕ ТЕ, ЧТО БЕЗ КАВЫЧЕК?

Спросить у участников рок—драмы «Собаки», как они относятся к собакам — тем, что без кавычек, не помогла ли случайно какая—нибудь собака в решении образов их героев, — почти наверняка обречь себя на насмешливое… «Не про собак мы играем». Известное дело… о чём бы человек ни говорил, он всегда говорит о себе и собственных проблемах. И всё же… Как насчёт братьев наших меньших?

Дмитрий Зуев (Хромой)…
—Однажды поклонник спектакля сказал нам, что в его дворе живёт собака, которую все любят. А любят её за что? За то, что похожа на Чёрного из наших «Собак».

Анатолий Матешов…
—Я слышал, что один известный артист, посмотрев наш спектакль, поехал на дачу и улучшил будочку своей собачки.

Вадим Шанаурин…
—Как—то раз на обсуждении спектакля какая—то бабушка сказала… «Я всё поняла, надо кормить бездомных собак». Маккартни говорит, что, если хоть одна его песня помогла хоть одному человеку, значит, он жил не зря. Или хотя бы одной собаке?

Марина Каминская, 28.11.2003

P. S. Приз за лучшую публикацию — настенные часы от компании «Информатика» — был вручён Марине Каминской художественным руководителем Молодёжного театра Владимиром Чигишевым 1 октября 2003 года, перед генеральной репетицией спектакля «Бегущие странники».


Прощание «Собак»

Их жизнь считали не годами, а количеством появлений на сцене. После сотого представления рок-оперы «Собаки» на сцене Ростовского областного театра юного зрителя заговорили о рекорде, после трехсотого стали заключать пари, доживет ли спектакль до нового тысячелетия.
Дожил! Тюз уже больше не тюз, а Ростовский академический молодежный театр, и даже это название собирается поменять, чтобы стать Театром на Свободе. И нет уже того политического режима, вызовом которому была когда-то эта рок-опера. Все вокруг менялось, и только «Собаки», казалось, неподвластны времени.
Однако нынешний театральный сезон Ростовский молодежный театр решил начать с прощания с «Собаками» - самым знаменитым своим спектаклем.
Прощаться будут пышно и долго. Предполагается, что всю первую неделю сезона (т.е. с 11 сентября) на сцене будут «Собаки». «Собаки» появятся на Театральной площади Ростова в День города, а 21 сентября в их честь пройдет карнавальное шествие. И в этот же день – самый последний спектакль. Театральной сцены ему мало, действие развернется на площади «Свободы».
Вероятно, в честь этого события устроят и выставку собак. Но вход с собаками на рок-оперу «Собаки» по-прежнему запрещен…

04.09.2003, КП-на-Дону

Comments

( 1 comment — Leave a comment )
oleggureev
Jan. 25th, 2010 02:27 pm (UTC)
... спасибо за рассказ!

... мы учились в РГМПИ с Димой Негримовским. В классе композиции. Правда, у разных преподавателей. Он был у Кусякова. Дима - это просто солнце. Всегда с великой благожелательностью о нём вспоминаю.
( 1 comment — Leave a comment )

Latest Month

June 2019
S M T W T F S
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30      

Tags

Page Summary

Powered by LiveJournal.com
Designed by chasethestars