?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Портрет художника в чистом виде



Авдей Тер-Оганьян и его работы. Москва, середина 1990-х

- Бога нет, - объявлял в году эдак 1987-м Авдей Тер-Оганян своим слушателям. - Советские космонавты были в космосе и его там не встретили.

Впрочем, в конце 80-х это заявление еще не вызывало шока. Гораздо больше возмущало местных интеллигентов обещание сбросить с корабля современности самого Андрея Тарковского, по крайней мере так было записано в манифесте товарищества "Искусство или смерть", куда и входил Авдей.



Годика через два Тер-Оганьян удивил Кировский райком КПСС. Авдей с товарищами попытался открыть культурный центр в кооперативных туалетах на Газетном. Центр просуществовал лишь один вечер.

Правда, с 1989 года Тер-Оганьян эпатирует в основном московскую публику. О нем пишут модные журналы, снимает сюжеты центральное телевидение. Его картина украшает "интернетовскую" страничку галереи Гельмана. Его работы приобрел Русский музей и еще не имеющий помещения Музей современного искусства. Одна картина - "Армянское чаепитие" - хранится и в Ростовском музее изобразительных искусств.

В нашем городе Тер-Оганьян теперь бывает исключительно проездом или по неотложным делам. В последний его приезд - на этой неделе - мы встретились и поговорили.

- В конце 70-х по городу ходили слухи, что какой-то юноша, выпускник РХУ, бродит по Ростову в пожарной каске с неимоверно длинным желтым шарфом...

- Это я самоутверждался, оригинальничал. Но это было еще до училища, которое я так и не закончил - выгнали. Я не смог найти общий язык с преподавателями.

- А что за история с туалетами?

- Это была безумная, но, по-моему, совершенно правильная идея. Первоначально мы хотели провести выставку в цветочном магазине. Но когда я туда сунулся, то понял - мы там никому не нужны. Единственным местом, где приток публики поощрялся, был кооперативный туалет. Хотя выставка не являлась декларативной акцией, она явно указывала на место искусства в нашем городе.

- В этом году пресса писала о двух проектах, в которых ты принимал участие - о Школе современного искусства и об "алкогольной" выставке в галерее Гельмана. Что это было?

- Школа современного искусства - это мой давний проект. Я работаю с друзьями моего сына - им лет по 16. Собственно говоря, я их ничему не учу - они участвуют в моем проекте, который называется "Школа современного искусства"... Любой художник, сотворив нечто, говорит, что посредством этого он что-то сообщает миру. Меня же заинтересовала позиция, когда работу выполняет ученик и делает ее не потому, что хочет что-то сказать, а просто потому, что он учится. Он не несет ответственности за сказанное... В марте этого года мы и показали нашу программу. Выступление состояло из двух частей. Первая - упражнения: прыжки через скакалку, распиливание доски, разбивание тарелки, курение-пьянство, показывание ж..., употребление ненормативной лексики. Вторая часть состояла из домашних заданий. Скажем, задание на эпатирование публики. Кто-то кричал "Хайль Гитлер", а потом комментировал свое выступление, этим как бы открещиваясь от своей работы.

- А что было у Гельмана?

- Гельман предложил мне показать все мои проекты, связанные с потреблением алкоголя. А это довольно много проектов. Туда вошло и упражнение "курение-пьянство". Молодые люди выходили на сцену, наливали стакан вина, выпивали. А я, как бы учитель, старый авангардист, помогал им приобщиться к современному искуству. На выставке были и "митьки". Со своими байками, со справками из медвытрезвителя, с картинками. Они сделали "митвытрезвитель" - милый, гуманный, с телевизором, со смирительными рубашками в виде тельняшек с длинными рукавами. Забавно, что на выставке нашлись и клиенты для митвыт-резвителя. Два митька (один из них даже сломал ногу и его увезли в больницу) и один московский журналист - его я сам уложил в кровать. Была работа Вити Касьянова - два действующих крана: вино и водка (кстати, сейчас В.Касьянов занимается дизайном ростовского магазина "Биг Стар". – С.М.). В центре выставки помещалась фотография моей довольно удачной работы "В сторону объекта". Я в абсолютно пьяном состоянии просто лежал в центре зала - и ничего больше. Это была демонстрация художника в чистом виде. Первый раз эта работа демонстрировалась в 1991 году на Трехпрудном.

- А что за Трехпрудный?

- Это переулок в Москве. В 1991 году в здании, находящемся в этом переулке, поселился большой коллектив художников. Здание было предназначено под снос, и группа "Мост" сдала нам его за условные деньги. Вместе с чердаком длиной 36 метров. Там мы и сделали галерею. За два года мы провели 96 выставок. Хотя не было никакой рекламы, все знали, что каждый четверг в 19 часов открывается новая выставка. Там всегда наливали алкоголь. Его должно было хватить на два часа.

Приходило по 150 человек. К сожалению, наше объединение просуществовало лишь два года, а потом началась реконструкция здания.

- Мне кажется, ты действуешь на одном поле с Олегом Куликом.

- Ну, не совсем на одном, он сейчас разрабатывает тему человека-животного. Художник - это животное. Но мне кажется, он выбрал внешний конъюнктурный ход. Если говорить о такой радикальной тенденции, то мне ближе Саша Бренер. На днях он должен выйти из амстердамской тюрьмы, где просидел пять месяцев за то, что на картине Малевича нарисовал знак доллара.

- Твое имя часто фигурирует в программе "Времечко", журнале "ОМ".

- Показ во "Времечке" я не рассматриваю как успех. Я делал и гораздо лучшие выставки, но с телевидения никто не приезжает, если там нет голых задниц или драки.

- А в целом свой московский период ты считаешь успешным?

- Переезд в Москву я рассматриваю как переход на серьезную, действительно профессиональную работу. В Ростове не существует художественного контекста, и когда художник выходит за пределы картины - делает акции, перформансы, - его поведение рассматривается как просто забавное, хулиганское. Нет того, кто воспринимал бы твои действия как художественные. В Ростове я был вынужден заниматься только живописью. Сейчас я чувствую себя гораздо свободней. Ведь живопись всего лишь часть искусства.

- Но живопись можно продать, а как обстоят дела с перформансами?

- Я продаю живопись, которой немножко все-таки занимаюсь. Это не халтура. Мой проект называется "Картины для музеев". Это картины, нарисованные по мотивам известных произведений современного искусства, почти копии... Представь, я творю шедевр, а человек вешает его у себя в спальне. В этом есть колоссальная нелепость. В продаже копий есть осмысленность механизма продажи. Я рисую картину, которая как бы рассказывает о других картинах, о том, что есть художник Пикассо, его картины выглядят примерно так, его подпись - примерно так.

- А как воспринимают московские критики твои картины?

- Реагируют по-разному. Многим нравится.

Июнь, 1997 год.

Comments

( 22 comments — Leave a comment )
sinenkij
Aug. 22nd, 2009 06:35 pm (UTC)
Я что-то не помню у Авдея таких заявлений ни в 87, ни в 88, ни в 89, это уже в 96, в школе, как упражнение издвательства над..., появилось.
anna_brazhkina
Aug. 22nd, 2009 06:40 pm (UTC)
я тоже не помню. А у меня вот тут еще по электрической почте спрашивают: а что, был какой-то манифест "Искусство или смерти"? Специалисты, между прочим, спрашивают. Разве был манифест?
nemiroff
Aug. 22nd, 2009 10:31 pm (UTC)
Были-были. В 1988 году - за всю мазуту мы с Авдеем таким образом эпатировали интеллигентов. Интеллигенты чуть не в обморок падали.

Я потом поменял точку хрения, а Авдей - - -
anna_brazhkina
Aug. 22nd, 2009 10:55 pm (UTC)
Слушай, Слав, у меня тут, судя по статистике, только сейчас публика начала появляться (спасибо Авдюшечке :)). Тебя, конечно, такие штуки никогда не волновали, и это правильно. Но я теперь ДИКО жалею, что начала давать твои материалы раньше времени. На них просто не было вообще никакого читателя. И сейчас еще - не тот народ, пусть не обижаются. Ну, буквально десять человек есть адекватных. А я тебя очень люблю (как автора), ну ОЧЕНЬ! Поэтому не публикую пока. Прости, дорогой!
А комменты - это святое, это внутреннее, сюда почти никто не добирается. Поэтому - спрашиваю: и что же вы там заявляли? и чем шокировали? Что это такое в 1988 было?
nemiroff
Aug. 22nd, 2009 11:01 pm (UTC)
Ну, что наука давно доказала: никакого Бога нет, одна химия. И что космонавты летали - ничего не видели.

А насчёт вывешивания - не парься, делай как тебе удобнее.
anna_brazhkina
Aug. 22nd, 2009 11:02 pm (UTC)
Где вы это заявляли? И кто в обморок падал?
anna_brazhkina
Aug. 22nd, 2009 11:08 pm (UTC)
У Авдея есть, как минимум, два научных доказательства отсутствия бога: 1. космонавты летали и не видели. 2. он сам проделал эксперимент: на икону насрал. И ничего ему за это не было. Я не разжигаю ничего? :). Могу заткнуться.
sinenkij
Aug. 23rd, 2009 02:40 pm (UTC)
http://pics.livejournal.com/sinenkij/pic/0004h50f/ - вот я как раз об этом работу делаю.
nemiroff
Aug. 22nd, 2009 11:02 pm (UTC)
Кстати, и про начинающего художника Поролона. У Авдея устарелые сведения - он давно не начниаюший, нынче он уже метр не меньше самого Авдея.
anna_brazhkina
Aug. 22nd, 2009 11:04 pm (UTC)
Авдей только ссылочки подбрасывает. Про начинающего это я написала. Ну в смысле - на мировой сцене. Неужели круче Авдея?
nemiroff
Aug. 22nd, 2009 11:17 pm (UTC)
Круче ли, нет ли - не знаю, не имею приборов измерить.
Про мировую сцену - тоже не знаю.
Но здесь, в России - один из самых широкизвестных. Насколько вообше можно говорить об известности деятелей контемпю искусства.

Говорили - везде. Интеллигентам. Ты что, не помнишь советской жизни? Интеллигенты все любили духовность, Бог - не Бог, но что-то такое есть - Кастанеда об этом писал, Рерихи, Тарковский опять же, итд, итп, итд, итп.

Вот им мы и говорили - вы чё, совсем дураки, в школе не учились? Уравнение параболы видели? Ну, и какие вам после этого Рерихи с Тарковским? Вы, бл, ещё скажите, в лампочке ангел сидит, вот она и светится. Дураки, там не ангел, там направленное электронов - а больше ничего.

Это конец 1987 - начало 1988-го. Я потом в Тюмень поехал - там тоже такими словами народ до припадков доводил. Очень эффективный метод был, ага.

Но теперь пересмотрел свои воззрения, да.
anna_brazhkina
Aug. 22nd, 2009 11:21 pm (UTC)
Да ладно, в России известность и значимость в этой сфере ни фига не стоит, абсолютно.
А про лампочку и ангела - очень смешно :). Тоже аргумент.
Но к Тарковскому же ты не смягчился?
anna_brazhkina
Aug. 22nd, 2009 11:33 pm (UTC)
Эх, Немиров, вот еще рюмочку и - спать :). Охохонюшки. Про Тарковского ответь мне, а? Духовное искусство - оно вообще существует?
nemiroff
Aug. 22nd, 2009 11:35 pm (UTC)
Гауль Резник есть такой в Израиле, переводит всякую русскую сонительную поэзию на иврит. Меня перевёл в немалых колчиествах, в частности. Мы с Сапегой издали его книгу - стихи на русском, переводв на иврит, обратные переводы с иврита. Он приехал на презентацию. Общались мы нсеколько дней.

Среди прочего, он рассказывал анекдоты про разные разновидности хасидов. Например, почему хасиды не вкручивают электрические лампочки.

Самые радикальные не вкручивают, потому что лампочка - сатанинское изобретение.

Менее радикальные считают, что надо всем вместе собраться, хорошо помолиться и лампочка загорится сама.

А последователи любавичского реббе считают, что и так светло, просто грех застилает нам глаза. Надо избавиться от греха и никаких лампочек не надо будет нужно.

Интересно при этом, что Шауль сам хасид, и вполне радикальный и правоверный. По Москве ходил из принципа в полном хасидском облачении, с пейсами итд итп.

*
А Тарковского сейчас и так пинают все, кому не лень, и в первую очередь: потреоты: московский мол энтеллегент, фига в кармане, клеветал на светлые образы в угоды митровой закулисе - итд итп.

Ладно, отсоединяюсь. Я, собственно, только-только проснулся, поработаю малость, пока утренняя бодрость - - -
anna_brazhkina
Aug. 22nd, 2009 11:40 pm (UTC)
:))))!

Ну ни фига себе ты встаешь! четыре часа утра!
Счастливо!
sinenkij
Aug. 23rd, 2009 05:38 pm (UTC)
Слава, какой метр? Ты чего!
sinenkij
Aug. 23rd, 2009 02:41 pm (UTC)
Не было манифеста, да и зачем? Сам слоган очень красноречиво все декларирует.
anna_brazhkina
Aug. 23rd, 2009 03:48 pm (UTC)
Смотри в ленте - вывесила твое раннее.
Слушай, может, ты, наконец, запишешь все свои байки про вашу таганрогскую компанию? Они столько раз рассказаны, что, наверно уже стали твоим персональным фольклором, и записать их будет нетрудно. Ну пожалуйста!

Через какое-то время продолжу вывешивать твои работы.
sinenkij
Aug. 23rd, 2009 05:37 pm (UTC)
Сейчас надо с киносценариями разобраться и потом выставка "Искусство или смерть" на подходе и каталог. Апосля постараюсь...
anna_brazhkina
Aug. 23rd, 2009 06:24 pm (UTC)
Конечно, не срочно. В среднесрочной перспективе :)
А что за киносценарии?
sinenkij
Aug. 23rd, 2009 07:24 pm (UTC)
"Русские хроники",- сценарии кино-этюдов. Там такие абсурдисткие сцены из русской жизни. Меня попросили из журнала "Сеанс" послать, надо отредактировать. Я скоро их в журнале вывешу.
anna_brazhkina
Aug. 23rd, 2009 08:23 pm (UTC)
Интересно!
( 22 comments — Leave a comment )

Latest Month

October 2018
S M T W T F S
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031   

Tags

Page Summary

Powered by LiveJournal.com
Designed by chasethestars