?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Авдей teroganian в Берлине, случайно пролистывая что-то местное с картинками, обнаружил, что известный советский андеграундный скульптор 70-80-х Борис Смертин - родом из наших мест.



Московское время, 1989. Aссамбляж, масло, 100х85 см

Историки искусства подчеркивают, что андеграундных скульпторов в России 60-80-х было чуть более десятка, их имена специалисты знают наперечет. Мастер ассамбляжа, "нефигуративщик" Борис Смертин соседствует в этом коротком "скульптурном" списке с Эрнстом Неизвестным, Вадимом Сидуром-Владимиром Лемпортом-Николаем Силисом, Леонидом Берлиным, Леонидом Соковым, Игорем Шелковским, Александром Неем, Александром Соколовым и Никитой Гашуниным. Вот, собственно и все значительные деятели этого крыла арт-сопротивления.

Правда, критики отмечают, что именно Смертин (и Гашунин), в отличие от своих "бескомпромиссных" соратников, всегда балансировал на острой грани между официозом и неофициозом, из-за чего долгое время оставался практически вне поля зрения западных экспертов, и, соответственно, сильно зависящего от их мнения российского худсообщества. Только в 2005, после включения работ Смертина в долговременную (двухлетнюю) экспозицию в ЦДХ "Ревизия материала", организованную Третьяковкой, персона художника привлекла к себе более-менее сосредоточенное внимание зарубежных и российских критиков, а его работы на международных аукционах возросли в цене.



Смертина, как и двух других членов московской арт-группы "Без четвертого" (1987- 1992) - Владимира Кузьмина и Бориса Михайлова - сегодня принято соотносить с т.н. "метафизической школой" - помежуточной компромиссной остановкой в скатывании многих деятелей "первого" европейского авангарда от футуризма начала века к неоклассике 30-40-х. "Звездами" первой величины этого "теоретического промежутка" считается тройка итальянцев - Джорджо де Кирико, Карло Карр, Джорджо Моранди. "Метафизики" нагружали элементы своих загадочных композиций бесконечными смыслами, лежащими далеко за гранью произведения, и предлагали зрителю "медитировать" вместе с ними.

Смертин-метафизик пишет: "Вид искусства в настоящее время, условно обозначенный как assamblage-art, для меня является той областью творчества, в которой нахожу свое существование естественным и органичным, где в полной мере могу раскрыться, реализовать свои возможности. Я почти физически ощущаю рельефную метафоричность и специфику того материала, на основе которого осуществляется задуманное. Все это позволяет мне свободно и органично включать, при необходимости, в процессе работы любые, отвечающие замыслу, структурно-предметные образования из окружающей жизни. Их неизбежное, при найденном решении, перевоплощение сопровождается фейерверком своеобразных ассоциаций, связанных как непосредственно с реальной жизнью, так и с миром причудливых фантазий, из нее произрастающих. В найденных сочетаниях они, наряду с живописными или иными структурами, при необходимости взаимодействуя с ними, приобретают аналогичные этим структурам свойства, очерчивая равное им по эмоциональному воздействию изобразительное пространство, где любые попытки поверхностных "игр" с фактурой исключены. Я отношусь, по всей видимости, к тем художникам, по отношению к которым существующие критерии авторства не всегда срабатывают, так как определяются не столько по шкале внешних пластических признаков, сколько неким, на уровне подсознания действующим зарядом авторской энергии, импульсами которого и высвечивается характерный авторский профиль. Облик работы - суть самой стихии творчества. Работаю над самыми различными темами. Неизобразительных тем и сюжетов не существует. И жизнь подсказывает их множество".

Забавно, что "второй", послевоенный, авангард 20 века, во многих странах с прерванной прогрессивной культурной традицией, в т.ч. и в России, воспринимал чувственные предметные персональные мифологии возродившихся "неометафизиков" как исходную точку для отталкивания и движения, через концептуалистическую рационализацию, в обратную сторону - возвращению к полной контркультурной ясности футуризма.

Ах, как мне нравится наличие на культурной карте Ростова и точки метафизика Смертина, десяток лет эффектно медитировавшего на "вещь", и точки футуриста Тер-Оганьяна, поставившего в конце концов на место этой сложноустроенной и глубокомысленной "вещи" простую бутылку водки, на которую медитировать глупо! В эту растяжку, собственно, и вмещается все советское неформальное искусство второй половины 20 века.

Но вернемся к своим краеведческим баранам.
Смертин родился в Ростове-на-Дону 11 марта 1947 и жил тут до 20 лет, после чего поступил в московское Суриковское и больше в Ростов надолго не возвращался.

Помнит ли о нем кто-нибудь в Ростове? Повлиял ли он тут на кого-нибудь? Оставались ли у него в Ростове друзья? Что это были за люди? Никаких следов в местной прессе пока ни обнаруживается.

Био

Борис Леонидович Смертин родился в 1947 в Ростове-на-Дону. С 1967 жил и работал в Москве. В 1967-73 учился в Московском государственном художественном институте им. В. И. Сурикова. С 1977 - член Московского отделения Союза художников. В 1987-1992 - участник группы «Без четвертого» вместе Владимиром Кузьминым и Борисом Михайловым. С 1989 по 1993 имел ателье в Гамбурге. В 1993 умер в Москве.

Работы находятся в Государственной Третьяковской галерее, Москва; Российском фонде культуры; Галерее «М'арс», Москва; Музее космонавтики, Москва; Галерее «Сегодня», Москва; Музее искусства, Новый Орлеан, США; Музее Зиммерли, США.

Персональные выставки:
1988 - «Без четвертого» (В. Кузьмин, Б. Михайлов, Б. Смертин), ДК АЗЛК, Москва;
1990 - галерея «Сегодня», Москва;
1993 - городской музей, Люнебург, Германия;
1993 - галерея «Сегодня», Москва.

Групповые выставки:
1976 - 3-я Биеннале графики, Норвегия;
1979- 1-я Европейская Биеннале графики, Германия;
1979 - Биеннале графики, Любляна, Югославия;
1981 - Триеннале европейской графики, Венеция, Италия;
1981 - Выставка 23 московских художников, ЦДХ, Москва;
1982 - «Человек и космос», Париж, Франция;
1983 - «Советская станковая графика», Швеция - Бельгия - Финляндия;
1988 - групповая выставка московских художников (Н. Андронов, Н. Егоршина, Н. Глебова, И. Лубенников), Театр на Таганке, Москва;
1988 - «Художник -дизайнер», Дизайн-центр, Москва;
1988 -«2-я выставка сегодняшнего художественного сознания», галерея «М'Арс», Москва;
1988 - «Лабиринт», Дворец Молодежи, Москва;
1989 - «Экспресс-Авангард», Советский фонд культуры, Москва;
1989 - «Новое искусство из Москвы. Лабиринт», Варшава - Катовице - Ганновер - Гамбург;
1989 - «Новый советский авангард», Нью-Йорк, США;
1989 - «Современное советское искусство», Дворец конгрессов, Версаль, Франция;
1989 - «Звездный путь человечества», Москва, СССР - США;
1989 -Квадриеннале графики малых форм, Банска-Быстрица, Чехия;
1989 - «Парк Горького», выставочный зал «Цольхофф», Дюссельдорф, Германия;
1989 - выставка 4 художников (А. Панкин, Г. Васильков, В. Кузьмин, Б. Смертин),
«Галерея А-3», Москва;
1989 - «Советский авангард 1920-1980», Минск;
1990 - «Sovangard», галерея «Sovangard», Вена, Австрия;
1990 - «Красное и белое», Оупен Хавен Музеум, Амстердам, Нидерланды;
1990 - «Над облаками», Германия;
1990 - «НТР в изобразительном искусстве», Дом художника,
Москва;
1990 - «Постоянное и вариации», галерея Марины Зандманн, Мессе, Гамбург, Германия;
1990 - «АРТ-МИФ», ЦДХ, Москва;
1990 - «... Без концепта», галерея «Москва», Москва
1991 - «Выставка 15 московских художников», ЦДХ, Москва;
1991 - «Линия горизонта», выставочный зал «На Каширке», Москва;
1991 - «Золотая кисть -91», ЦДХ, Москва;
1991 - «Памяти С. Параджанова», ЦДХ, Москва;
1991 - «Пройденные пути» (Е. Гинсбург, И. Колесников, Л. Повзнер, Б. Смертин), Милан, Италия;
1991 - «Искусство, Европа», Германия;
1991-1992 - «Современная русская живопись», Вилла Айхон, Бремен, Германия;
1992 - выставка художников круга галереи «Сегодня», фестиваль галерей, Москва;
1992 - «Новый лабиринт», Кельн, Германия;
1992 - «Друзья галереи «Мелихов», галерея «Мелихов», Москва;
1995 - «Восстание картин», Халле, Гамбург, Германия;
1996 - «Галереи в Галерее», Государственная Третьяковская галерея, Москва;
1996 - «Цвета времени», Зальцгиттер, Люнебург, Берлин, Германия;
2005 - «Русский поп-арт», Государственная Третьяковская галерея, Москва.
2005-2006 - «Ревизия материала», Государственная Третьяковская галерея, Москва.
2005 - See-Food, галерея Сандманн, Берлин;
2009 - "Оттепель и после", галерея Сандманн, Берлин



Форд образца 1960г., 1982. ассамбляж, масло, 89х59 см



Пятая осень, 1983 ассамбляж, масло, 117х69 см



Интерьеры. Композиция 1, 1984 ассамбляж, масло, 99х64 см



Аян-Нелькан, 1985 рельеф, масло, 71х71 см



Стена, 1986 ассамбляж, масло, 97х64 см



Десятая осень, 1987 дерево, рельеф, масло, 75.5х59.5 см



Четыре утра, 1988 дерево, рельеф, масло, 88.5х106 см



Сеанс связи, 1988 ассамбляж, масло, 148х69.5 см



Осень-89 (посвящается 2мK), 1989 дерево, рельеф, масло, 132х130 см



Июньские грозы, 1989 ассамбляж, масло, 57х57 см



Алла, 1992 металл, рельеф, масло, 144х79 см

Comments

( 2 comments — Leave a comment )
teroganian
Aug. 14th, 2009 01:40 am (UTC)
Декоративное искусство, под старину.
anna_brazhkina
Aug. 14th, 2009 11:52 am (UTC)
Ты, как всегда, суров, отец, краток и прав. И все равно его работы обращаются исключительно в сфере contemporary art :)
( 2 comments — Leave a comment )

Latest Month

October 2018
S M T W T F S
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031   

Tags

Page Summary

Powered by LiveJournal.com
Designed by chasethestars