Анна Бражкина (anna_brazhkina) wrote in rostov_80_90,
Анна Бражкина
anna_brazhkina
rostov_80_90

Category:

Мирослав Немиров. Дом Актера



Дом Актёра изнутри. Фото: Александр Роданский, ivanov1




Огромный пятиэтажный дом почти в самом центре Ростова постройки годов, наверно тридцатых, какой-то весь чрезвычайно сложной формы: черные лестницы, парадные ходы, переходы в боковые крылья - среди его обитателей популярна была легенда, что в некоей книжке про старый Ростов сказано, что в планировке дома архитектор зашифровал некое послание своей возлюбленной.
При этом он был вне городской застройки, он стоял один посреди парка возле Театра имени Горького. Впрочем, почему в прошедшем времени? Он и сейчас стоит, как это видно из присланных мне человеком по имени иванов фотографий.

Когда-то в нем был действительно "Дом Актера" - общежитие работников театра, кино и прочих деятелей искусств, а 1987 году он стоял уже лет пять как обреченный на снос. Но снести его у властей все не доходили руки - да и сложно это было сделать, он гигантский такой, что его бульдозерами не возьмешь, только динамитом.
И он стоял брошенный, выселенный и пустой, с выбитыми окнами, с коридорами занесенными снегом, с обсыпавшейся штукатуркой, - короче, как рейхстаг 1945 года (он, кстати, и по размерам своим, и по запутанности своих коридоров этот рейхстаг более всего напоминал) - а затем его мало-помалу начали обживать самозахватчики: все те же художники, писатели и прочая богема, только теперь уже не официальные, а то, что принято называть термином андерграунд. Тем более, что от жизненных коммуникаций дом почему-то не был отключен: работали сортиры, была вода и электричество.
То есть, это стал сквот.

Те, кто посещали живущих в доме, чрезвычайно бывали впечатлены романтичным и даже несколько декадентским характером здешней жизни: приходишь в совершенно мертвый, заброшенный гигантский черный дом, долго петляешь во мраке по черным мертвым, заваленным снегом коридорам, перелезая через горы разнообразного мусора, как в кинофильме про после атомной войны, наконец, находишь нужную дверь, стучишь в нее конспиративным стуком, - а там тепло, там светло, там люди пьют вино и ведут беседы об искусстве.

Там вот в нем, в 1987-88 годах и обитал А.С.Тер-Оганян, а затем, и я, автор этих строк.
Нашел - с помощью, конечно, Оганяна, который к тому времени уже был в Доме Акёра старожил - комнату понезагаженней, вставил стекла, соорудил топчан из здешнего хлама, поставил электрический обогреватель - и начал жить.
И начал с Тер-Оганяном А.С. дружить, гулять, беседовать, и обсуждать вопросы новейшего искусства, и те направления, в которых ему следует развиваться, и проч.

Потом, в 88-м году мы переселились в Москву.
Там сквотов было уже сколько угодно - знаменитая коммуна в Фурманному переулке в конце восьмидесятых; в начале девяностых - коммуна в Трехпрудном, в середине девяностых - коммуна Петлюры на Петровке.
Но ростовский Дом Актера даже на их фоне был явлением уникальным - своей огромностью, безумностью своей архитектуры, степенью запущенности и разрушенности, своей отдельностоящестью посреди парка…
Иллюстрацию к "Падению дома Эшеров" Эдгара По, вот что больше всего он напоминал.
Tags: 1985, 1986, 1987, 1988, Дом Актера, Евтушенко Алексей, Иванов Сергей, Кивенко Сергей, Немиров Мирослав, Роданский Александр, Романько Людмила, Тер-Оганьян Авдей, Эмдина Ольга, авторские тексты, воспоминания, литература, места, фото
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 18 comments