?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

10 ноября 1989 в выставочном павильоне "ГлавСевКавСтрой" в Парке Строителей Ростова-на-Дону прошло загадочное мероприятие - "Музыкальные вечера памяти древнеегипетской царицы любви Клеопатры" (по другим версиям - «Праздник любви великой царицы Клеопатры» или "Ночи Клеопатры"), почти не оставившее следов в местной прессе, и практически никак до сих пор не освещенное во всем бескрайнем интернете.

Между тем, Тимофей и товарищи, судя по всему, готовились к мероприятию серьезно. Специально к празднику была написана песенка "Клеопатра, мы хотим тебя любить - воу оу", разработана сценография площадки, придуман концепт ("радикальный праздник для народа": в качестве участников приглашены бомжи, обитающие в районе ж/д вокзала); было даже произведено публичное политическое "позиционирование" акции: организаторы заявили, что "Клеопатра" - это хэппининг, который проводит группа "левых" художников".



Макет декораций к "Клеопатре". Архив Михаила Шелудько.



Не знаю, кто, кроме собственно "Пекинов", принимал участие в "Клеопатре", но еще, как минимум, одна группа была - "Третий этаж" из Белой Калитвы, огранизованная в 1987 при участии Ивана Трофимова dezhurnyi, будущего "Запрещенного барабанщика", уже тогда весьма политизированного - "лево-радикального" - человека (Иван о своей тогдашней группе пишет: "вторая же песенка, разученная на мои стихи, называлась "Я жгу Париж", по мотивам книжки известного польско-французского большевика-писателя Бруно Ясенского").

Характерно так же, что тогдашний приятель Тимы Кирилл Серебренников в акции участвовать отказался: "Потом была акция "Ночи Клеопатры", но я повел себя как "суперстар" и отказался участвовать, отчасти потому, что помещение было совсем к этому не приспособлено". Впрочем, Кира ничем не намекает на политическую подоплеку своего отказа, нажимая в объяснении, как обычно, на свое развитое чувство собственного достоинства и высокий профессионализм.

Из неблагоприятного "бэкграунда", кроме "неприспособленной площадки", упоминаемой К.С., Иван Трофимов упоминает плохое самочувствие Тимы: "Тиме тогда еще с сердцем плохо совсем стало - еле допел, барбитураты по-моему" (последнее отнесем к области недоказуемых гипотез).



Тима на "Клеопатре". Фото - Эдуард Срапионов. Архив - Руслан Ясаев

Может быть, просто "акция не удалась", поэтому никто не хочет по доброй воле о ней вспоминать? Или просто публика ее "не приняла"?

Разыскивая свидетелей и спрашивая у них - как это все организовывалось, что там происходило, и почему это событие не было широко освещено? - получила исчерпывающий ответ от Ольги Эмдиной, работавшей тогда в фирме, имевшей отношение к организации этого действа: "Да, крышевал это дело Володя Плетенецкий (в то время - директор НПФ "Сфера"- А.Б.), который Тиму ценил чрезвычайно высоко. Организовывалось все так, что Тима пару раз прибегал к Володе, и они шушукались. Вывеску повесили чуть не в день события. Парк и павильон на самом деле принадлежали Управлению народного образования, а у "Сферы" была с ними совместная деятельность типа оформление и организация выставок. Не знаю, провел ли Володя это дело как мероприятие управы, скорее нет, и отсутствие широковещательной рекламы, очевидно, было тому причиной. В общем, это был экспромт.
В тот раз мне удалось немножко поболтаться по павильону в самом начале действия, но ничего особенного я не увидела. Бомжи стеснялись, хихикали и жались к стенке, остальные только разогревались. Ну, говорят, народ как-то повеселился, но без особенных разрушений. Я думаю, поэтому и фидбэк был слабым, - но по-моему контркультурные жесты вообще всегда можно оценить только когда накапливается серия таких жестов и вырисовываются фигуры, - а это происходит неизбежно ретроактивно.
Что-то мелькнуло в газетах и телевизоре (приезжал, по-моему-таки телевизор), но большого шума не было. Что-то мелькнуло в теленовостях, что-то написали в "Вечерке". Время, ты помнишь, было смутное, линия партии потеряна, новой еще не объявили, отделы культуры газет-телевизора и рады были бы уцепиться за "новое искусство", но Тима с бомжами для них все-таки был чересчур (да и вообще андерграунд сроду не был городским украшением), а сильно вякать против тоже как-то страшно, пока непонятно, откуда ветер дует.
В общем, это был компромисс - Тима из уважения и, несомненно, по Володиной просьбе, как-то контролировал ситуацию, чтобы не вышло скандала. Но это был и триумф маргинальности всех сторон - бомжи, чиновники, насельники Тиминой мастерской - все были растеряны и не на своем месте, так что художественный результат в сумме, как мы теперь понимаем, оказался предельно точным, лучше это время, пожалуй, и не описать".

А потом я еще раз посмотрела публикацию об этом мероприятии, случившуюся в газете "Комсомолец" от 17 ноября 1989 в рубрике "Семь пятниц". Как говорит Ксения Агалли kasya, эту газету имеющая и даже частично вывешивавшая ее тут, "Там вообще сверху речь идет о певце Маликове, а внизу описывающая выставку-концерт-хеппенинг заметка "Братуханы приветствуют Клеопатру", где в лестных выражениях упоминается пальто художника Тимофеева - как нечто самое интересное на этом действе".

На скане видно начало этой заметки:
"Братуханы, наш спонсор - советско-американское предприятие ХАД-ДОН", - таким ошеломляющим заявлением встретил нас на следующий день выставочный зал павильона строителей, где группа "левых" художников при поддержке части рокеров попыталась организовать нечто среднее между рок-фестом и хэппинингом..."

Так что в картинку "Клеопатры", как "торжествующей маргинальности всего", так хорошо описанную Ольгой, можно смело добавить еще одну задействованную в акции соц. группу - т.н. "братуханов", не буду уточнять этого всем понятного самонаименования. А то ведь они не только еще существуют, но и, типа, процветают: ООО "Хад-Дон" - это блюз-рок-ресторан (Буденновский, 37), про который тут написано, что "у заведения есть аура: в нём побывали натуральные знаменитости, вроде американских блюзменов и Йена Гиллана". Наверно, в рамках мирового турне Deep Purple в 2004? Круто.

Да, и последнее. Стоит упомянуть, что идея с бомжами была доведена через пару лет до логического конца мастером "крайнего жеста" Авдеем Тер-Оганьяном в его "Галерее в Трехпрудном". Акция называлась "Милосердие". На ней бомжи были представлены уже в чистом виде в качестве выставочных экспонатов. Тут Авдей сравнивает эту акцию с лево-радикальными опытами сильнейшего политического художника Сантьяго Сьерра.



"Милосердие". 1991. К.Реунов, А.Тер-Оганьян

И все-таки прошу вас, друзья, напишите - что же собственно было во время этого Тиминого хеппининга? Кто участвовал, что пели, как публика реагировала, много ли ее было, что было потом и т.д.?

Comments

( 49 comments — Leave a comment )
arturowich
Feb. 3rd, 2010 07:33 am (UTC)
Никто не забыт
В "Кто главном" (февраль, 2010) об этом мероприятии можно будет прочитать.


Клеопатра, мы хотим тебя любить.
В конце 80-х в центре города в парке Строителей работал образцово-показательный выставочный павильон. Ведала им могучая организация Главсевкавстрой – главная по строительству на всем Северном Кавказе. На выставку ездили важные чиновники из Москвы — смотреть достижение северокаказских строителей.
По словам Игоря Ваганова, работавшего в павильоне художником, «нам (художникам - «Главный») ничего не оставалось как денно и нощно править липовые показатели до конца не разворованного по карманам этого местного строительства. Вот мы и правили. Со временем могучую организацию расформировали, выставку по клочкам разнесли по дачам, а здание, именуемое в простонаречии «Стекляшка», уныло пустовало. Пока однажды не случилось нечто»…
Осенью 1989 года в городе появились афиши: товарищество «Искусство или смерть» объявляло, что 10 и 11 ноября выставочном павильоне парка Строителей состоится праздник любви имени Великой египетской царицы Клеопатры.
Программа предлагала некое действо самого товарищества - «Любовь не бросишь мордой в снег апрельский», акцию литераторов из «Заозерной школы» под названием «Ховайся!», выступления музыкальных групп - «Матросская тишина», «Элен», «Пекин Роу-Роу», «Театр Менестрелей», «Карма», ТНН, «Третий этаж».
В программе также были «загадочные убийства, сеансы массового психоза, мороженое, напитки, танцы и т.д.».
Два гигантских полотнища Тимофеева – одно с таинственным котом, другое с какой то чучундрой, вероятно самой Клеопатрой, украшали холл «стекляшки», соседствуя с какими-то безумными агит-транспорантами.
Музыкальную часть программы открыл Герман Дижечко из «Матросской тишины» - песней про обезьяну, читающую газету на унитазе. Потом были «Элен» и «Пекин». А потом парк Строителей и сам выставочный павильон неожиданно наполнился жизнерадостными пьяными старичками и старушками — бомжами с железнодорожного вокзала, которых сердобольный Сергей Тимофеев пригласил попеть и потанцевать. За это Сергей пообещал бомжам вина. Бомжи надежды оправдали.
В общем на празднике любви присутствовали: мамаши с детьми, бабушки с дедами из группы оздоровливающихся пенсионеров, случайно забредшие на мероприятие дети, местная шпана, стражи порядка, художники и передовая интеллигенция города.
Ближе к концу мероприятия в зале осталась в сновном интеллигенция, так как в выставочном павильоне стал небезопасно — над головами посетителей полетели виниловые грампластинки: кто-то их участников концерта купил целый ящик уцененных «Самоцветов», Юриев Антоновых, «Синих птиц» и «Веселых ребят» и решил их разбросать.
В общем, смеясь, молодые ростовчане расставались со своим советским прошлым... Как им казалось, навсегда.
anna_brazhkina
Feb. 3rd, 2010 02:16 pm (UTC)
Re: Никто не забыт
Спасибо, Сережа! А это Иван Трофимов добавляет (письмом, по моей просьбе). Сейчас все это смешаю в единое повествование :).
"Кое-что помню - в первый день выступали еще краснодарские "Герои Союза" покойного Эбергардта и "Пыршество дэмонов" - так тогда называлось "Зазеркалье" с Толиком Чеботаревым , а также какой- то левый студенческий театр - в котором, кажется, но это не точно совсем, был Кирилл Серебреников - хотя в памяти всплывает что то типа фамилии "Хацкель" - заунывная хуета по потивам Шекспира, псевдоавангард с раскрашенными мужиками, которые бегали и орали что то рифмованное.
Во второй день - "Третий этаж" и "Пекин Роу Роу".
На выступлении "Пекинов" Тимофею стало совсем плохо - он допевал уже на коленях, еле ворочая языком - как я понял, много таблеток сожрал каких -то - не то барбитураты не то еще что, не буду врать.
"Третий этаж" потом Посиделов обозвал "смесью раннего белокалитвенского чикаго и поздней бригады с" - ну, да, в принципе - микс колхозного би-бопа, ретро-свинга, шейка и латиноамериканских ритмов присутствовала.
Мы выходили на сцену с плакатами типа "СПИД здоровью не помеха" и "Духовой оркестр - ближайший путь к коммунизму", красными флагами и деревянными серпами и молотами, всё это рвали-ломали и кидали в зал.
Зал кидал это в нас обратно.
Было типа весело и ничего не понятно.
Звук был полное говно - невозможно было разобрать ни слов, ни пауз - сплошная ...
Еще была куча художников - но я тогда никого из них не знал, кроме Авдея и Гоши Буренина - Гоша точно был, я случайно на его картину наступил))))
На дверях стоял известный довольно персонаж - Вова Фашик, который был вовсе и не фашик - а безобидный псих.
Тимофей притащил несколько бомжих и деклассированных алкоголических баб, напоил их портвейном - с которым тогда были большие напряги по случаю горбачевских времен, что возмутило "Третий этаж" - ибо мы на этот сраный портвейн и сухач отдали почти все свои деньги, да еще оббегали полростова его купить - а нам его и не досталось)))
В целом, воспоминания об этих вечерах гораздо приятнее,чем сами вечера - мало народу, мало бухла, плохой звук и полная неразбериха плюс организационный провал (почти все, кто был в зале - были бесплатно, билетов штук 30 купили за два дня)с лихвой окупились последующей легендой о том, как это было круто и необычно.
На самом деле утомляли часовые и полуторачасовые паузы между выступающими, отвратительная акустика и полное неумение музыкантов группы "Пекин Роу Роу" играть на музыкальных инструментах - понять, что происходит на сцене и о чем они поют, было невозможно - зато вид у всех был просто потрясающий...
Народ тупо слонялся по залу без дела и общался ни о чем.
Еще помню, что в зале было холодно.
Если что то еще вспомню - напишу.
Народу было мало - человек 150 в первый день, человек 250 - во второй.
Re: Никто не забыт - dezhurnyi - Feb. 3rd, 2010 03:49 pm (UTC) - Expand
Re: Никто не забыт - anna_brazhkina - Feb. 3rd, 2010 04:01 pm (UTC) - Expand
сорри за сумбур - dezhurnyi - Feb. 3rd, 2010 05:20 pm (UTC) - Expand
Re: Никто не забыт - dezhurnyi - Feb. 3rd, 2010 05:24 pm (UTC) - Expand
Re: Никто не забыт - anna_brazhkina - Feb. 3rd, 2010 03:50 pm (UTC) - Expand
Re: Никто не забыт - dezhurnyi - Feb. 3rd, 2010 05:36 pm (UTC) - Expand
Re: Никто не забыт - anna_brazhkina - Feb. 3rd, 2010 05:48 pm (UTC) - Expand
Re: Никто не забыт - dezhurnyi - Feb. 4th, 2010 08:20 am (UTC) - Expand
Re: Никто не забыт - arturowich - Feb. 3rd, 2010 07:10 pm (UTC) - Expand
Re: Никто не забыт - anna_brazhkina - Feb. 3rd, 2010 08:02 pm (UTC) - Expand
Re: Никто не забыт - dezhurnyi - Feb. 4th, 2010 08:17 am (UTC) - Expand
Re: Никто не забыт - arturowich - Feb. 4th, 2010 08:30 am (UTC) - Expand
Re: Никто не забыт - anna_brazhkina - Feb. 4th, 2010 04:28 pm (UTC) - Expand
Re: Никто не забыт - arturowich - Feb. 5th, 2010 07:34 am (UTC) - Expand
Re: Никто не забыт - anna_brazhkina - Feb. 3rd, 2010 08:07 pm (UTC) - Expand
anna_brazhkina
Feb. 3rd, 2010 02:21 pm (UTC)
Re: Никто не забыт
А текст у тебя чей?
Re: Никто не забыт - arturowich - Feb. 3rd, 2010 02:56 pm (UTC) - Expand
Re: Никто не забыт - anna_brazhkina - Feb. 3rd, 2010 03:32 pm (UTC) - Expand
Re: Никто не забыт - arturowich - Feb. 3rd, 2010 04:35 pm (UTC) - Expand
Re: Никто не забыт - anna_brazhkina - Feb. 3rd, 2010 04:40 pm (UTC) - Expand
dezhurnyi
Feb. 3rd, 2010 03:52 pm (UTC)
поправочки
извините, настаиваю на том, что ни элен, ни германа не было на клеопатре - это 2 разных события в стекляшке, между каоторыми было 2 года - соединились в одно.
элен отказались играть изза плохого звука
герман был в москве
это точно
arturowich
Feb. 3rd, 2010 04:37 pm (UTC)
Re: поправочки
Я тоже не помню Германа. Но Игорь утверждает. Там же было два дня. Лично я был один раз.
Re: поправочки - dezhurnyi - Feb. 3rd, 2010 05:22 pm (UTC) - Expand
Re: поправочки - dezhurnyi - Feb. 3rd, 2010 05:27 pm (UTC) - Expand
Re: поправочки - dezhurnyi - Feb. 3rd, 2010 05:29 pm (UTC) - Expand
Re: поправочки - anna_brazhkina - Feb. 3rd, 2010 05:50 pm (UTC) - Expand
Re: поправочки - dezhurnyi - Feb. 4th, 2010 08:32 am (UTC) - Expand
Re: поправочки - anna_brazhkina - Feb. 4th, 2010 04:05 pm (UTC) - Expand
Re: поправочки - anna_brazhkina - Feb. 3rd, 2010 05:53 pm (UTC) - Expand
Re: поправочки - anna_brazhkina - Feb. 3rd, 2010 05:52 pm (UTC) - Expand
Re: поправочки - anna_brazhkina - Feb. 3rd, 2010 05:37 pm (UTC) - Expand
Re: поправочки - dezhurnyi - Feb. 4th, 2010 08:30 am (UTC) - Expand
Re: поправочки - anna_brazhkina - Feb. 4th, 2010 04:22 pm (UTC) - Expand
Re: поправочки - anna_brazhkina - Feb. 4th, 2010 04:25 pm (UTC) - Expand
dezhurnyi
Feb. 3rd, 2010 03:54 pm (UTC)
был хороший текст посиделова в какой-то черкесской газетке за ноябрь 1989 -го с аббревиатурным названием - где-то оно у меня дежит в калитве, но я в москве
спросите у валеры - у него точно есть
anna_brazhkina
Feb. 3rd, 2010 04:03 pm (UTC)
Ок, щас напишу ему.
sinenkij
Feb. 3rd, 2010 08:24 pm (UTC)
Да, я помню, как декорации писал и саму Клеопатру тоже мне пришлось делать.
anna_brazhkina
Feb. 3rd, 2010 08:49 pm (UTC)
Вау! Так это ты делал, а не Тима? Так расскажи.
(no subject) - anna_brazhkina - Feb. 3rd, 2010 08:51 pm (UTC) - Expand
anna_brazhkina
Feb. 3rd, 2010 10:47 pm (UTC)
А кто из художников еще принимал участие? Вот Иван упоминает, что случайно наступил на картину Гоши. Что такое "картина" - кроме декораций, еще и элементы "выставки" были. Прости, Юра, что пристала...
sinenkij
Feb. 3rd, 2010 09:42 pm (UTC)
Тима принес несколько готовых орясин, а весь массив делал я, на фото,- солнцеобразная физиономия - тимина, а орнамент и продолжение - мои...
anna_brazhkina
Feb. 3rd, 2010 10:34 pm (UTC)
а что было во "всем массиве" - можешь хотя бы перечислить?
anna_brazhkina
Feb. 4th, 2010 04:40 pm (UTC)
А кто еще собственно из группы "Искусство или смерть" принимал участие в создании этого самого "энвайронмента"? - Коля, Вася, Макс, Гоша - были, делали что-нибудь? Что это за коллаж был? Как выглядела "сама Клеопатра"? Кто основные картины рисовал (сфинск и пирамиды?). Были ли пальмы? Связывало ли что-нибудь пространство в целом (типа горизонталное-вертикальное что-нибудь)? А транспоранты тоже, небось, были? Вообще что-то общее в этих самых двух крупномасштабных энвайронментах - "Италии" и "Клеопатры" - было? Их можно ставить в одном ряду и сравнивать? Насколько это вообще была сознательная худ.деятельность?
posidelov
Nov. 4th, 2010 04:26 pm (UTC)
Много напутали, из двух праздников получилось нечто. Я на клеопатре не играл, кажется группа в очередной раз распалась Германа там тоже не было, он в следующий раз был, там и Т!НН играло. А про Клеопатру я писал в Ура Бум Буме, и называлось сие "Фигурное катание на бетонном полу. И фото Тимы снятое Эдиком, было в этом жек журнале
anna_brazhkina
Nov. 4th, 2010 04:32 pm (UTC)
Да, Валера, мы нашли потом твою статью, она и есть основной источник о происходившем в те дни. В соответствующей компиляции постараюсь все написанное обобщить и рассортировать.
( 49 comments — Leave a comment )

Latest Month

October 2018
S M T W T F S
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031   

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by chasethestars