?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry



слева направо: Лев Палий, Юрий Попов, Владимир Шкрылев

В нескольких постах мы расскажем вам о студийном театральном движении в Ростове-на-Дону в 70-х годах прошлого века. Ростовская журналистка Людмила Фрейдлин в недавно изданной книге "Театр с главного входа" так пишет о том времени и студийном движении: "Середина 70-х годов была временем ярчайшего художественного всплеска в Ростове. Его можно сравнить разве что с переездом Варшавского университета в донскую столицу... Здесь (в среде студийцев) бытовало свое представление о том, каким должно быть сценическое искусство, свои кумиры, своя эстетика, наконец - своя публика. Режиссеры, художники, артисты и зрители составляли одну среду, по преимуществу студенческую. Все они были дети недавней, еще не остывшей оттепели. Никто еще не успел перепугаться..."
Театр-студия пантомимы Юрия Попова была очень известна в Ростове 70-х годов. Недавно к нам в гости пришли трое бывших студийцев - Владимир Цех, Лариса Кузнецова и Лев Палий. Мы попросили их рассказать о своем театре. Ниже стенограмма воспоминаний.


слева направо: Лев Палий, Юрий Попов, Владимир Цех

Лев Палий: Я пришел в студию пантомимы Юры Попова в феврале 1969 года. Одновременно со мной пришел Игорь Данилевский. Чуть раньше - Володя Бурнашов, а Володя Цех - немножко попозже, в начале 1970-ого.
Была такая дрянная зима, пыльные бури. Иду по улице и вижу объявление на двери Дворца Культуры строителей, что идет набор в студию пантомимы. Я зашел и сразу попал на Юру Попова. Юра говорит: "Давай, приходи!" Я ходил два квартала от проспекта Буденновского, где жил, ко Дворцу строителей, где репетировала тогда студия, по темной пустынной зимней улице Энгельса. Сейчас она уже никогда не бывает пустынной. Я учился тогда в 9-ом классе. В детстве увлекался астрономией, ходил в клуб космонавтов, но в 9-ом классе клуб космонавтов - это уже скучно. Что привело меня в студию Попова? Тяга к искусству, подростковое одиночество, ну, знаете, эти детские дела... Готовых спектаклей, на тот момент когда я пришел, у Юры еще не было. Был большой отсев: люди придут, походят-походят и исчезают. До появления первого спектакля прошел год-два.
Юра тогда был в хороших отношениях с Геннадием Тростянецким, режиссером самодеятельного театра "Бункер". Это был чрезвычайно талантливый человек. Его театр репетировал и выступал во Дворце Культуры энергетиков. Позже Тростянецкий перешел в Дунькин клуб (Дом культуры работников службы быта) и сделал там новый театр "Синий троллейбус". Литсотрудником у Тростянецкого была Таня Чугуевская (Бабушкина). Это было время взлета театра на Таганке, и мне казалось, что Гена находился под большим влиянием эстетики этого театра.

Лариса Кузнецова и Юрий Попов

Лариса Кузнецова: Юра Попов в детстве ходил в кружок пожарников. Позже увлекся театром и некоторое время ходил к Тростянецкому в студию пантомимы при ДКС, занимался пластикой. Позже решил создать собственную студию пантомимы.
В студию Юры Попова я пришла в 1972 году. В студии было 5 парней: Юра Попов, Володя Цех, Лева Палий, Игорь Данилевский и Володя Бурнашов, и две девушки: Батырова Татьяна и Тамара Демченко (Бурнашова). Я тогда только поступила на худграф пединститута, серьезно занималась акробатикой, была почти мастером спорта по акробатике. Но получив травму руки, акробатику оставила и занялась пантомимой. Юра не очень охотно принимал в свою студию девушек, меня взял с условием, что я буду себя жестко по-мужски вести. Свои пластические возможности я выдала не сразу. хотя физически была более подготовленной, чем ребята: они на репетициях упражнялись в растяжках и батманах, а я легко делала сальто назад и фляки.
В 1972-ом году Юра поставил первый спектакль, который назывался "Per aspera ad astra".

Лев Палий: Название придумал Игорь Бондаревский. Пластику спектакля ставил Попов.

Владимир Цех: Я б так не сказал. У студии за три года существования накопились пластические наработки: разные этюды, импровизации, которые мы все вместе придумывали на репетициях. От них Юра и отталкивался.

Лев Палий: Да, ты прав. Первый спектакль родился из наших импровизаций, которые Юра синтезировал в общую картину. Сюжета в этом спектакле не было, но, конечно же, генеральная линия развития образов присутствовала.

после спектакля "Колонна"

Владимир Цех: Мы собирались у Юры дома и пытались проговорить темы спектакля. Мне казалось, что он о творческой энергии человечества, о революционной энергии развития.

Лариса Кузнецова: Первый спектакль Юры был немного похож на этюд Марселя Марсо "Жизнь человека", но выглядел более масштабно по тематике. Человечество было представлено включенным в жизнь вселенной. Господствовал пластический образ прорыва к осуществлению творческой мечты через преодоление препятствий и трудностей. Помню, в спектакле присутствовали пластические цитаты из живописи: "Слепые" Брейгеля и др.

Лев Палий: Это безнадежное дело - пересказать спектакль театра пантомимы. Очень важны были музыка, освещение.

Лариса Кузнецова: В спектакле принимали участие только мальчики, пять человек. Я была осветителем. Я вам расскажу, как мы делали костюмы: покупали мужское нижнее белье, ушивали кальсоны, иногда в качестве трико использовали даже рукава от фуфаек. Костюмы были ужасно убогие, но издалека они смотрелись.
У нас была очень красивая программка. Ее сделал Володя Цех. На программке было написано: "Телодвижение - это мысль, мысль - это телодвижение".
Вторым спектаклем нашего театра была "Вторая симфония Шостаковича". Спектакль был поставлен в 1973 году.

Владимир Цех: "Вторая симфония Шостаковича" - тоже был мужской спектакль. Те же пять парней и Лариса в качестве осветителя. Мы его представляли публике всего один раз. Спектакль нельзя было повторить, потому что он строился по принципу импровизации.
Третьим спектаклем Юры был "Прометей Прикованный". К нему мы приготовили огромные маски, как в античном театре. Тогда в студию уже пришел художник Чаусов и мим Игорь Болотов. Еще в "Прометее Прикованном" принимал участие Володя Шкрылев. Он уже умер, царство ему небесное. В спектакле принимали участие 10 человек, в том числе единственная девушка, Лариса Кузнецова.

Лариса Кузнецова: "Прометей Прикованный" был поставлен по трагедии Эсхилла. Мы все с Юрой ходили в университетскую библиотеку на Пушкинской и читали древнегреческие мифы. Юра написал сценарий. В этом спектакле был сюжет и определенные роли. Юра играл Зевса, Цех - Прометея, я - белоснежную корову Ио, дочь речного бога.

спектакль "Прометей прикованный", справа Лариса Кузнецова в роли Ио

Владимир Цех: Зевс представлял власть. Прометей был носителем героического начала, разрушающего властные запреты.

Лариса Кузнецова: В спектакле было несколько тематических линий. Важнейшие: Зевс - Прометей (власть - герой), Прометей - Ио (мужское - женское), Зевс - Ио. Ио представляла женское чувствующее эмоциональное начало и противостояла Зевсу как носителю власти и разума. В трактовке Попова Прометей в исполнении Цеха тоже был эмоциональным началом, но эмоционально-героическим.

Лев Палий: Философский смысл спектаклей обсуждался и проговаривался. Это была рефлексия по поводу того, что мы делаем, но в меру своих тогдашних способностей. Главным образом, рефлексия исходила от Юры как режиссера. Меня, например, не слишком тогда волновали проблемы власти и героя, мужского и женского, но Юра как режиссер все это продумывал.

Владимир Цех: Я помню, что году в 73-ем Юра съездил в Польшу, пообщался там с молодежными театрами, посмотрел много спектаклей. Вернувшись из Польши, поставил наш четвертый спектакль "Разрушение стереотипов".

Лариса Кузнецова: Помню, мы собирались дома у Игоря Данилевского. Еще была жива его мама. Она работала главврачом кожно-венерологического диспансера. Замечательная женщина, интеллигентная и образованная. Она подсказывала всякие интересные идеи. По ее наводке, кажется, Игорь как-то принес сказку Эдгара По о черте на колокольне. Вкратце сюжет там был такой: в некоем городке живут своей размеренной жизнью обыватели. По звону церковного колокола встают утром, едят-пьют, работают, по звону колокола укладываются спать. И вдруг на колокольне завелся черт, вместо двенадцати раз, позвонил тринадцать раз, и весь размеренный ритм жизни рушится, а обыватели претерпевают всякие метаморфозы. Этот сюжет лег в основу спектакля "Разрушение стереотипов".
На наших спектаклях всегда было много людей, но "Разрушение стереотипов" был самым востребованным нашим спектаклем. В нем появилась новая для нас польская и литовская пластические техники.

спектакль "Разрушение стереотипов"

Лев Палий: В Литве, в Каунасе, была сильная школа пантомимы. Юра иногда туда ездил набираться опыта. Для нас, пантомима была спасением от советской тоски и безнадеги, которые умом мы совершенно не понимали, но чувствовали своими молодыми нервными клетками.

Лариса Кузнецова: Сейчас трудно вспомнить, каким образом Юра познакомился с пантомимой Литвы, но он находился под ее большим влиянием. Творчество мимов Марселя Марсо и Енгибарова тоже вдохновляло Юру. Пантомима была очень популярна в 70-80-х годах. Словесные виды творчества (театр, литература) были подцензурны, ничего нельзя было сказать, а искусство пантомимы подвергнуть цензуре трудно. Был такой слух, правда, что Фурцева не разрешала пантомиму в СССР, потому что она многослойна и символична. Одним жестом сколько можно сказать! (Смеется и машет рукой а-ля Брежнев).
В "Разрушении стереотипов" было вначале шесть участников (пять мальчиков и я), а попозже восемь.

Владимир Цех: В фонограмме была использована музыка "Пинк Флойд".

Лариса Кузнецова: Помню, как мы все собирали деньги, чтобы купить магнитофон "Юпитер". Помню, как Юра на музыкальной толкучке на Пушкинской доставал хорошую зарубежную музыку. Музыку прослушивали вместе. И музыку, под которую мы выступали, никто в Ростове до этого иногда просто не слышал.
Я помню начало спектакля: люди двигаются как молекулы...

Владимир Цех: В "Разрушении стереотипов" персонажи-обыватели проходили через ряд сцен и клишировались все больше и больше, пока не превращались в марионеток, совершавших синхронные роботообразные движения.

Лев Палий: Это была синхронность канкана.

Цех: А потом все разрушалось и марионетка опять превращалась в человека. В человека без масок

Comments

( 10 comments — Leave a comment )
maldoror_dead
Jan. 17th, 2010 08:02 pm (UTC)
про фонограммы к спектаклям все точно - пинк флойд "dark side...@ просто заезжен до дыр был )) а еще точно помню майка олдфилда "тубулар бэллс" очень много использовали, только не помню в какой постановке... помню когда в Энергетиков занимались, каждые выходные у нас был "планер" в Ботанике в основном_пока ехали всем скопом в трамвае, Юра давал задание выбрать на проезжаемых остановках или в салоне себе человека и наблюдать за ним... зачем не говорил)потом по приезду в Батанику просил воспроизвести каждый своего, причем не просто тупо стать с рукой поднятой, держась за поручни, а изнутри передать какую то индивидуальную деталь, индивидуальность, харизму... так весело было! а потом он предлагал следом выбрать любое дерево вокруг, застыть его изобразив, замереть... и через какое то время такого стояния (бедные проходившие мимо сограждане! :-) Попов подходил и осторожно дул на нас. и просил ожить нашим деревьям под налетом ветерка, потом сильнее, вживиться просто нутром в это дерево и ветви и ствол... вот почему я ему как то сказал что это не пантомима а какой то просто полный дзен была ))))) дзен тогда многие любили, Гессе в Иностранке читали, на Тарковского, Балаяна, Шепитько в Дуньку и Лендворец бегали... и с клубом ЭТО тесно дружили...
fizik10
Jan. 18th, 2010 09:28 am (UTC)
Ой, спасибо за дополнения! Мы ( клуб ЭТО) и театр-студия Юры Попова вместе ездили в Ужгород в гости к тамошнему молодежному театру на зимних школьных каникулах в 1977 году и там все и перезнакомились. Хотя и до этого Это ходил на все спектакли Попова, устраивали их обсуждение, ТиВи каждый ваш жест подвергала символической интерпретации - ))))
maldoror_dead
Jan. 18th, 2010 12:51 pm (UTC)
интерпретации по Фрейду?)) Ужгород помню, хотя не ездил, как много позже и с Загорском - я уже тогда был в клубе, сразу после школы через Лешу Бабина (rip+), своего лучшего школьного друга_мы на его дне рождения все познакомились в 75-76_и сразу поехали вместе с ЭТО в Ново-Бессергеновку - это 1976?, там же и с Цехом сблизились_у меня оттуда его рисунок на память сохранился, он меня им с днем рождения поздравлял_мне кажется, тот снимок где Володя а ля распятие Христово как раз там и сделан был... вот пытаюсь вспомнить сколько из на с работало "на два фронта" - в ЭТО и у Попова... Цех, я, не помню ходил ли Леша, а если да то как долго... точно знаю, что меня Джульетта-Гайдай буквально за уши туда притащила, потому что я так стеснялся и робел - студия Попова, ого-го!)) а потом оказалось совсем не страшно))
fizik10
Jan. 18th, 2010 03:43 pm (UTC)
Летний лагерь в Ново-Бессергеновке был в 1976 году. Та фотография Цеха (а-ля распятие) сделана гораздо раньше в Танаисе. И в клуб и в студию Попова ходили несколько ребят: Володя Цех и Паша Омельченко (будущие руководители клуба!), Леша Павлов, Сережа Ваганов. Вообще студия Юры была широко включена в общекультурный контекст Ростова тех лет. Если имена студийцев вспомнишь, добавь здесь, в комментариях. Спасибо!
maldoror_dead
Jan. 18th, 2010 04:14 pm (UTC)
да, возможно Танаис... там вроде помню целая серия была - у меня точно, которую потерял... Пашу конечно помню, Павлова помню хорошо по поэтическим вечерам в Доме учителя, даже вместе участвовали там - была еще одна мекка на Газетном. что Паша и Цех руководили клубом помню, Цеха в основном в этой роли как правую руку и сподвижника ТВ... с Пашей наверное позже было, когда мы группой "стариков" там бунт устроили с ультиматумом ТВ / Про контекст помню хорошо и согласен. про имена, понял, хорошо. попробую прояснить у Гены когда холода спадут..
maldoror_dead
Jan. 18th, 2010 04:14 pm (UTC)
а юзерпик этот не Республика ШКИД? ...любопытно...
fizik10
Jan. 18th, 2010 06:20 pm (UTC)
Мой юзерпик - из фотоэскизов Эйзенштейна к неосуществленному фильму "Бежин луг".)))
maldoror_dead
Jan. 18th, 2010 06:35 pm (UTC)
оооооо.... )))) а никаких черновиков рабочих в архивах (не ваших, я понимаю))) этой неосуществленной постановки не сохранилось?_как в случае с Да здравствует Мексика! может...
popoff2004
Jan. 26th, 2010 09:20 am (UTC)
ЕСТЬ КОНТАКТ!
ИЗ ЛИТВЫ В ЮНОСТЬ!!!СПАСИБО!
POPOFF2004@MAIL.RU
Ю.ПОПОВ
fizik10
Jan. 26th, 2010 02:37 pm (UTC)
Re: ЕСТЬ КОНТАКТ!
Здравствуйте, Юра! Очень рады Вам. Будет время - заходите в сообщество! Очень хотелось бы разместить здесь дневники Вашей студии, оцифрованные фильмы с вашими выступлениями и творческой жизнью. Если когда-нибудь решитесь на подробные мемуары, киньте ссылку сюда в сообщество.
( 10 comments — Leave a comment )

Latest Month

October 2018
S M T W T F S
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031   

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by chasethestars